Россельхознадзор утвердил формы чек-листов для некоторых плановых фитосанитарных проверок

Россельхознадзор утвердил формы чек-листов для некоторых плановых фитосанитарных проверок
verbaska / Depositphotos.com

Плановые проверки в рамках карантинного фитосанитарного госконтроля с октября 2018 года могут проводиться с использованием чек-листов. Россельхознадзор утвердил формы проверочных листов для следующих случаев:

для проверок подкарантинных объектов, использующих технологии, обеспечивающие лишение карантинных объектов жизнеспособности, для проверок производителей: тех, кто сеет, растит, хранит или продает семена/ саженцы (отдельно для наших и заморских растений) и иную (но только зарубежную) подкарантинную продукцию, для проверок хранения/реализации импортного/отечественного зерна и продуктов его переработки (приказ Россельхознадзора от 7 июня 2018 г. № 572).

Отметим, что согласно законодательству (п. 11.1 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»), обязанность использовать чек-листы – предполагается –должна закрепляться положением о виде федерального государственного контроля (надзора). Однако Положение о федеральном государственном карантинном фитосанитарном надзоре о чек-листах умалчивает (они упоминаются в проекте1 нового положения). Минюст России, очевидно, не усмотрел в этом ничего необычного и зарегистрировал приказ Россельхознадзора об утверждении проверочных листов. Но все же в данной ситуации нельзя однозначно утверждать, что чек-листы теперь строго обязательны при плановых фитосанитарных проверках.

Более того, сама законность всех плановых фитосанитарных проверок сейчас находится под большим вопросом. Дело в том, что государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) давно должен осуществляться с применением риск-ориентированного подхода (далее — РОП). Однако Россельхознадзор не принял соответствующие подзаконные акты (в частности, не разработал критерии отнесения поднадзорных объектов к предусмотренным категориям риска или классам опасности). Поэтому фактически РОП в данной сфере напрочь отсутствует. А согласно мнению Генеральной прокуратуры РФ (письмо Генеральной прокуратуры РФ от 9 февраля 2018 г. № 76/2-156-2018), проведение в такой ситуации плановых проверок недопустимо: ведь если РОП введен, а поднадзорному объекту не присвоена определенная категория риска/класс опасности, то он по умолчанию считается объектом шестой (самой низкой) категории риска/класса опасности. А такие объекты вовсе освобождены от плановых проверок! Следовательно, появление там с приказом о плановой проверке может рассматриваться:

во-первых, как несоблюдение установленной периодичности проведения плановой проверки (то есть грубое нарушение, влекущее признание результатов такой проверки недействительными и их отмену), во-вторых, как административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.6.1 КоАП (несоблюдение должностным лицом требований законодательства о государственном контроле/надзоре).

Подробнее о позиции Генеральной прокуратуры РФ по данному вопросу мы писали ранее.

______________________________

1 С текстом проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственном карантинном фитосанитарном контроле (надзоре)» можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/07/04-18/00080016).

Источник: garant.ru

Добавить комментарий

*

4 + шестнадцать =